ПодготовкаТолько за два дня до мероприятия от организаторов, наконец, свалилось более-менее внятное видение нашего участия. Собственно, вопросы безопасности, как мне показалось, их волнуют совсем немного. Поэтому с их стороны было большое желание передать управление обеспечением безопасности ГИМС, Экстремуму или другим добровольным помощникам Марафона. Кроме того, в отдельном дежурстве особой необходимости орги и не видели, мол в Лосево круглый год народ катается и безо всяких обеспечений не происходит никаких ЧС-ов. Как бы то ни было в пятницу орги, наконец, прислали ответы на вопросы о величине денежной компенсации за бензин, спасжилетам участников соревнований, связи на месте, правилам движения относительно судового хода и некоторым другим.
Согласовали список снаряжения.
Knop сделал отсутствовавший в комплекте лодки багор. Перебрав несколько вариантов движения к месту старта, остановились на погрузке машины
Садко силами Knop-а и
Ilor, старт Садко в 6 утра из города, заезд за мной, купленными накануне моторным маслом и фальшфейерами в Красное Село и прибытие через полтора часа в Шереметьевку с заездом на заправку с лодочной канистрой. Knop и Ilor едут к Финбану на машине, оставляют ее там, далее - на электричке до пл. Петрокрепость. Я с Садко на АЗС втихаря налили в кузове канистру (на заправке их использование было запрещено). За 26 км от Шереметьевки машина заглохла. Участие Экстремума в мероприятии было под угрозой срыва. Через минут десять с толкача ее таки удалось завести. На место спуска лодки прибыли вовремя. Разгрузились-погрузились, попрощались с Садко, договорившись созвониться, когда будем проходить Большой Обуховский мост, и отчалили к Орешку. Орги не успевали регистрировать участников и старт отодвинулся на полчаса. Нам сообщили, что ГИМС будет с нами лишь в началае пути, а затем караван будет сопровождаться тремя судами. Нас ставят в центре, ответственный за безопасность Константин Голышев вместе с Сергеем Ледневым - замыкающим, Владимир Владимирович Немцев - в начале. Фантазируем, какого будет мониторить в одну лодку десять километров дистанции с видимостью до 6 км
ПроведениеВетер был что называется "свежий" при безоблачном небе. Анемометра не нашлось, но в штормовом предупреждении накануне звучало 15-16 м с порывами до 20 западных направлений. С течением 1-4,5 м/с в Неве и температуре воды в Ладоге ~ 7 градусов картинка вырисовывалась для байдарочников безрадостная. Так оно и оказалось - между Песками и Павлово и после Ивановских порогов встречное волнение существенно усилилось. Участники соревнования прижались к берегам или вовсе останавливались, спрятавшись от ветра, отдыхая и согреваясь на солнце. Многие участники, стремясь срезать, многократно пересекали судовой ход. Приходилось подходить и просить выйти за его правые границы, дважды помогая бортовым буксированием. Раз попросили пить.
Километров за 10 до промежуточного питстопа с обязательной остановкой и отметками в путевых листах команд от председателя оргкомитета Петровского марафона поступило сообщение об окончании соревнований в Усть-Ижоре в связи с неблагоприятными погодными условиями. Сам он в тот момент только готовился отчаливать от Орешка на новом катамаране, на котором накануне пришел из Питера.
Прибыв в Усть-Ижору, Knop и я провели тренировку по самостоятельному залезанию из воды на борт и втаскиванию в одиночку человека в лодку через разные места бортов с надутыми и сдутыми фальшбортами.
После тренировки согласовав планы с
Bars-ом и Садко, пошли дальше, уже не сопровождая оставшихся в Усть-Ижоре марафонцев. Дошли до траверза пересечения Железнодорожного просп. и просп. Обуховской обороны, где погрузились на Садко и вернули снаряжение на Челиева.
Выводы- Мониторинг речных радиоканалов при помощи Yaesu VX-6R с тангентой и (нашим) весьма громким двигателем практически бесполезен.
- Нужен 12-16-кратный (но не больше) бинокль (упоминался как необходимый для подобных мероприятий еще год назад).
- Нужны два якоря, которые держат на ветре больше 10 м/с не только на камнях (аналогично).
- Нужен синтетический плавающий яркий статический сигнальный страховочный конец толщиной не менее 6 мм (что-то типа такого) на катушке, снабженный усом для крепления катушки в лодке и карабином без муфты на конце.
- Из-за надувного дна подъем человека из воды представляет большую сложность, чем у Фаворита с полуметрового диаметра баллонами, сланью и надувным килем. Сложность же в использовании нашей носовой надувной "крышки" в том, что во-первых ее штатное положение зафиксировано стропами, а во-вторых, для втаскивания по ней тела приходится свешиваться за борт (смещать центр тяжести вперед) еще больше, чем при подъеме через борт. Т. е. упираться не во что. Залезть же в лодку оказалось достаточно просто с кормы (что при установленном двигателе запрещено) или при использовании прикрепленной к противоположному борту веревочной лесенки. Таким образом считаю целесообразным покупку или изготовление штормтрап-сетки из достаточно толстого шнура/веревки/каната/стропы. Миллиметров 6-8 диаметра будет достаточно:

- Для желающих заступать на дежурство на мероприятиях, на которых возможно оказание помощи с лодки людям, терпящим бедствие на воде, в качестве допуска организовать серию практических занятий с отработкой оказания помощи включая подход, маневрирование в условиях ветра и/или течения, различные способы захвата человека в воде и прием его на борт (подробнее см. тему "Водная тема. Тезисы").
- Перечисленное в теме "Гидрокостюм вода-лед"