Отчет
Отчет будет обширен, в основном по технике, но с минимальными вставками про жизнь
Прибыли на место к 9 утра, там встретили коллегу, которая ждала нас с 7 для передачи информации - из этих двух часов 40 минут моих - проспал на 20 и ехал медленнее. Остальное - ошибки в координации групп.
От коллеги получили информацию о проведенных работах. От точки входа (велосипед, рюкзак и т.п. там остались, точка "Вход") след пострадавшего проследили через точку "Шалаш", где он определенно отдыхал и точку "След 1", где он вышел в лес из болота до точки "След 2" около реки. Там же обнаружили след медведицы с медвежонком. После этого был проведен поиск по берегу рек Нижняя Савинка и Нижняя до пересечения с дорогой (севернее точки v5). Более следов обнаружено не было. Дополнительно стало ясно, что потерялся пострадавший пьяным.
На день было 3 наших спасателя, один полицейский, двое добровольцев из Лодейного Поля и две машины: полицейская "буханка" и джип из Лодейного поля. Водители машин в поисках не участвовали и находились в машинах.
Гипотез для ПСР было три:
1. Пострадавший не может перемещаться и остается в районе поиска, ограниченного с севера и северо-востока рекой Нижняя Савинка и ее притоком Нижняя, с запада и юга свежими лесовозными дорогами.
2. Пострадавшего задрал медведь и "прикопал"
3. Пострадавший в неадекватном состоянии покинул район поисков
Поскольку гипотеза 3 нам ничего не давала, а работы по гипотезам 1 и 2 одинаковые, работы были спланированы следующим образом:
1. Ставим на точку входа сирену и оставляем там
2. Группа А (Хайтин Александр + полицейский) от моста (точка а1) осматривает берег реки до точки "След 2" и оттуда, северным краем болота через точку а2 возвращается к точке входа
3. Группа Б (Мария Кузьмина + доброволец) идет маршрут по точкам b1-b2-b3-b4-b5-b6 осматривая юго-западный "угол" района
4. Группа В (Елена Купранец + доброволец) идет маршрут по точкам v1-v2-v3-v4-v5
Точкой сбора была назначена b1 (развилка дорог)
Группа Б была высажена из УАЗа на развилке, группу В забросили на джипе к началу маршрута. Группа А установила сирену и доехала на УАЗе до моста.
По дороге встретили рыбака, который рекомендовал осмотреть "будку" на озере Чикорском, восточнее моста (a1).
На все планирование ушло около 30-40 минут, включая запись координат. При постановке задачи была допущена серьезная ошибка: координаты были розданы всем, в итоге группа Б сильно напутала с маршрутом

. Вторая ошибка - неаккуратное написание координат от руки, что привело к тому, что группа Б ушла южнее дороги.
Выводы: точки раздавать только те, что нужны и писать четко и крупно.Связь была между группами А и Б по рации "Экстремума", между группами Б и В по рациям добровольцев.
Далее о работе группы А: Осмотрели озеро по западному берегу и дорогам на север. Прокричали. Следов, подходящих по времени не нашли, однажды показалось, что услышали отклик. Вернулись к мосту и пошли по плановому маршруту вдоль реки. Местность разнообразная, но в целом труднопроходимая. Или мокрое болото с умеренной растительностью или сильно замусоренный лес.
В точке "Отклик" получили отклик от пострадавшего и по голосу дошли до него (точка "Пострадавший"). Он сидел в густых кустах на берегу реки. Видимость - не более 2-3 метров при условии голосового контакта.
Пострадавший был в сознании, одежда сухая, но очень усталый и слабый. Поскольку светило солнце и было тепло, то после того, как ему дали чаю и шоколадку заворачивать его в одеяло спасателя я не стал. Возможно ошибочно. Идти сам он совсем не мог, так что я оставил полицейского с термосом и шоколадкой окучивать пострадавшего, а сам вышел на дорогу к машине (ее мы отправили к сирене, точке входа) по ходу пытаясь связаться с группой Б. Сняли сирену, связались с группой Б.
Связи с группой В не было, водитель УАЗа нести пострадавшего отказался, сославшись на головную боль и проблемы со спиной. В итоге мы вернулись к пострадавшему вчетвером. Поскольку лес был очень густой, с ветками, стволами и т.п., было принято решение нести пострадавшего без носилок. На руках потащили его, но по дороге сбились с трека и зашли на старицу реки. Ошибка была вызвана тем, что я отвлекся от навигации из-за трудностей с переноской. Далее в попытке "сократить путь" перешли старое русло реки и оказались на острове. Сделали круг, вернулись, перешли старое русло обратно. Все вместе было очень тяжело и утомительно. Все вещи несла Маня, включая ружье

, мы втроем тягали пострадавшего.
Вышли на трек, далее из леса на край болота. В этот момент пострадавший пожаловался на боль и, учитывая то, что болото было чистым, я связал носилки. По ходу наступил на осиное гнездо и словил два укуса. Маня ушла искать еще людей

. Мы мелкими частями прошли с носилками по болоту еще около 300 метров, после чего услышали шум машин, появилась связь по рации добровольцев. Последние 200 метров мы несли уже вместе и быстро.
К этому моменту была вызвана скорая (тоже УАЗ) и около точки "Вход" мы передали пострадавшего медикам.
Выводы (на мой взгляд):
1. Планировать маршруты ПСР - хорошо и правильно. Для этого нужен ноутбук и Google Earth с наложенной картой.
2. Ставить задачи надо так, чтобы перепутать было нельзя
3. Точно надо что-то делать со связью, сейчас 2-2.5 км. это предел, видимо стоит использовать ретранслятор рядом с сиреной
4. Сирена - рулит, ее было слышно как не менее чем за 2.5 км.
5. Материалы для носилок надо всегда носить с собой, включая скоч
Спасибо всем, кто осилил отчет
